Феликс Ванкель Мы не будем переписывать заново историю создания самого роторного мотора и Mazda RX-8. Фанаты давно все это знают и перепечатывать первоисточники нет смысла. Остановимся только на самых знаковых событиях в истории «ротора». Надеемся, что даже короткая сводка даст понять всю грандиозность этого изобретения.

Феликс Генрих Ванкель

Вся история роторных моторов начинается с одного человека. Принимая во внимание необычность конструкции и общую трудоемкость вывода на рынок принципиально нового мотора, можно только представить на сколько это был великий инженер, конструктор и вообще Человек. Это Феликс Ванкель.

Считается, что конструкцию нового двигателя Ванкель увидел во сне. Было это летом 1919 года. А самому изобретателю было всего 17 лет. Утром он смог описать свое видение и даже рассказал друзьям о том, что придумал концепт с принципиально новой конструкцией двигателя. Чудес не бывает. Прежде чем появились какие-нибудь эскизы этого изобретения, прошло еще несколько лет. Феликс постигал конструкторскую науку и только к 1924 году оформил на бумаге свое видение в виде эскизов.
Мастерская ВанкеляПотом были долгие годы работы по продвижению исследований этой конструкции. Феликс открыл свою мастерскую. На теоретических исследованиях и практических испытаниях удалось разработать все чертежи нового мотора только к 1927 году. Патент на него был оформлен только в 1936 году. Это было большой заявкой в научно-исследовательских кругах. При поддержке Министерства авиации Германии и других не менее влиятельных компаний работы были продолжены уже на более высоком уровне. Появилась целая исследовательская лаборатория.

В период Второй мировой войны велись активные работы с немецким правительством, BMW и Daimler по применению нового двигателя в авиастроении. Но конец войны и поражение в ней Германии привели к тому, что все труды были вывезены французами, а лаборатория Ванкеля была разрушена. Сам же изобретатель встретил 1946 год в тюрьме, как пособник фашистского режима.

После войны восстановить лабораторию было нелегко. И только в 1951 году Ванкеля пригласили работать в гоночное подразделение мотоциклетной компании NSU, которая славилась применением самых передовых технических решений в своих моделях. В результате этого сотрудничества на свет появился мотоцикл, который в этом же году поставил новый мировой рекорд скорости в 120 миль в час. Забегая вперед, следует сказать, что уже в 1966 году роторный Wankel Spider выигрывает чемпионат Германии по ралли.

18 Felix WankelВ 1957 году был построен первый роторный двигатель, который работал на метаноле. После наработки в 100 часов он был успешно переведен на бензин. Принято считать, что с этого момента начинается коммерческая история роторного двигателя. Компания NSU представила Миру новый двигатель в 1959 году. Главный конструктор NSU внес некоторые изменения в конструкцию мотора, чтобы его было проще запустить в серию, и его общая конструкция больше не менялась, а сам двигатель часто называли «ванкелем» в честь создателя. Правда, компания NSU прекратила свое существование и была поглощена Audi в 1969 году из-за банкротства, вызванного нескончаемыми гарантийными заменами роторных двигателей на серийном образце Ro80. Двигатели гибли из-за постоянной работы в "красной" зоне тахометра. А компания так хотела доказать состоятельность своей модели, что меняла моторы тысячами.

В NSU не делали секрета из новой конструкции и охотно делились патентами со всеми желающими.

Патент был продан огромному количеству всемирно известных машиностроительных компаний (Daimler Benz, GM, Mazda, Citroen, Toyota, Chevrolet, Audi, Nissan, Ford). Весь мир схватился за принципиально новый мотор, который обладал высокой мощностью, малыми габаритами и простотой конструкции. На иллюстрации из японского руководства по роторным двигателям 1981 года можно увидеть, насколько конструкция роторного мотора проще поршневого, и насколько меньше в нем деталей (роторные детали - слева, поршневые - в центре и справа).  

сравнение ротор-поршень

Такие преимущества давали дизайнерам и инженерам огромные возможности в работе. Мы покажем лишь самые интересные разработки того периода. Опять же стоит отметить, что самые большие успехи роторные модели показывали в спорте и так и не стали широко применяться в серийной промышленности.

Wankel Spider

NSU Wankel SpiderМоторный отсек NSU SpiderДвигатель: односекционный роторный
Рабочий объем: 994 см3 (фактически 497 см3)
Максимальная мощность: 50 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на винтовых пружинах
Тормоза: дисковые/барабанные
Максимальная скорость: 148 км/ч

NSU Ro-80

NSU Ro-80Автомобиль стал первым в мире седаном с двигателем Ванкеля и первым автомобилем с двухсекционным роторным двигателем.
Двигатель: двухсекционный роторный
Рабочий объем: 1990 см3 (фактически 995 см3)
Максимальная мощность: 115 л.с.
Коробка передач: 3-ступенчатая полуавтоматическая
Шасси: на несущем кузове
Подвеска: независимая на стойках МакФерсона
Тормоза: дисковые
Кузов: 4-местный седан
Максимальная скорость: 172 км/ч
Расход: 15-17.5 литров на 100 км

Mercedes-Benz C111-FA

Mercedes-Benz C111-FA с дверями Интерьер роторного Mercedes С111За время испытаний этот автомобиль установил несколько мировых рекордов.

4-х секционный роторный мотор
350 л.с.
4800 куб.см.
100 км/ч за 4,8 с.

 

 

Citroen GS Birotor

Citroen GS BirotorРоторный двигатель Citroen GS Birotor

1973 Corvette XP 987 GT

Corvette XP 987 GT с роторным двигателем 1973 годаРоторный мотор Corvette XP

И все же топливный кризис, некоторые недочеты в конструкции, сложность эксплуатации и другие проблемы не дали широко распространиться этим моторам, так что к 1980 году только Мазда продолжала развивать это направление.

Как Мазда шла к созданию RX-8

В 1961 году после подписания соглашения инженеры Мазда ездили в Германию, где собрали все сведения, необходимые для работы над роторным проектом. Сразу по возвращению в Японию были проведены стендовые испытания, которые выявили много сопутствующих проблем. Надо сказать, что на тот момент "Mazda" выпускала в основном мелкие рабочие машины и не имела в своем арснале интересных в мировом масштабе моделей. И руководство решило, что есть смысл решать эти проблемы, чтобы "ротор" стал той самой искрой для всей компании. И в 1963 году было создано легендарное подразделение «RE» (Rotary Engine) Research Department. Это 47 инженеров во главе с Kenichi Yamamoto.

Mazda Cosmo SportMazda Cosmo-Sport 1967Результатом борьбы с проблемами и улучшением эксплуатационных характеристик стал двухроторный двигатель первой роторной модели купе Mazda Cosmo Sport, который пошел в серию в 1967 году.
Объём 2 x 491 см3
110 л.с.
185 км/ч.

 

 

Mazda 110SMazda Cosmo-110SВесь мир уже принял превосходство роторного двигателя над поршневыми в мощности, но вот надежность и ресурс были «ахиллесовой пятой». Для того, чтобы доказать полное превосходство, Мазда участвует в огромном количестве соревнований. И главной проверкой становится участие в 84-часовой Marathon De La Route, проходивший на Нюрбургринге. Там роторная Мазда занимает 4-е место, уступая только Porsche 911.
После этого еще одна модификация этой же модели регулярно принимала участие в «24 часа Спа и Ле-Мана», где она проигрывала только 911-ым и BMW.

Роторный двигатель Mazda Cosmo Sport 110S193 км/ч
400 м за 15,8 секунды.

 

 

 

 

С этого момента Мазда пыталась продвинуть роторный двигатель в серийное производство и гражданские автомобили. Роторы устанавливались в автобусы и пикапы.

Mazda Pickup 13B с роторным двигателемMazda Pickup 13B с роторным двигателем








Роторный автобус Mazda Parkway Rotary 26Единственный в мире роторный автобус Mazda Parkway Rotary 26
крейсерская скорость 120 км/ч
135 л.с.





Численность автомобилей продолжала расти, появлялись новые модели. И к 70-м годам Мазда начала именовать роторные автомобили приставкой «RX».

Mazda Luce R130

Mazda Luce Rotary Coupe 1969-72 23 lucemotorter rotor Четверть мили при разгоне с места Luce R130 с двигателем модели 13А объёмом 2 x 655 см3 могла проехать за 16,9 секунд.





 

С Мазда RX-2 начинается американская история роторов. Мотор стал более экологичным и менее прожорливым, что позволило поставлять его на американский рынок. Автомобиль комплектовался мотором 12А и имел мощность 130 л.с.

Немного позже был выпущен автомобиль Мазда RX3. А еще годом позже - Мазда RX4. На этой модели компания отметила выпуск 5-миллионного автомобиля. Американский рынок начинает потреблять "роторы" тысячами. Это влечет за собой открытие к 1980 году американского подразделения компании.

Представительский Mazda RoadPacerСпециально под американский рынок выпускаются самые комфортные и самые спортивные автомобили с роторными двигателями. Роторный двигатель 13В поглощал меньше топлива и соответствовал американским нормам по чистоте выхлопа.
Автомобиль пришелся по душе покупателям, а универсал даже вошел в десятку «Лучших Покупок в диапазоне цен 3500-6000$» по тестам журнала Road&Truck в 1974. Сама машина стоила 4250 долларов.

Мазда с 70-х годов активно принимала участие в ралли. Правда, не столько ради побед и титулов, сколько ради рекламы автомобиля в конкретном регионе. Поэтому роторные машины участвовали только в некоторых этапах чемпионатов мира в строго определенном маркетинговым отделом месте. Соответственно только там они и показывали результаты. А вот национальных титулов хватало: так, в 1975–1980 гг. Род Миллен выиграл целых пять в Новой Зеландии и США. А вот в WRC успехи были исключительно локальными: лучшее, что показали RX-7, – 3-е и 6-е места в греческом «Акрополисе» 1985 года.

Wank Mazda RX7 Group BПоколение автомобилей Мазда RX-7 считается самым успешным проектом Мазды с двигателем Ванкеля. Многие годы работы слились в удачную модель, которая была выпущена огромным тиражом за более чем 20-летнюю историю. Mazda RX-7 стала воплощением технических изысканий. Автомобиль отличался стильным ярким внешним видом, непревзойденной динамикой, острым рулевым управлением. Прошел многочисленные рестайлинги и совершенствовался от раза к разу. Турбированный мотор 13B-REW (2х654 см. куб.) развивал мощность 255 л.с. Фэйслифтинг проводился в 1996 и 1998 гг., мощность двигателя довели до 280 л.с.


Самая интересная история победы Мазда в гонках. Ле-Ман.

Mazda 787B Le-Mans23 июня 1991 года болид Mazda-787B пришел первым в 24-часовой гонке во французском Ле-Ман. Это был первый и единственный случай победы в этом престижном соревновании машины японской марки.

Долгие годы инженеры Мазды улучшали характеристики роторного двигателя. Выпускаемые автомобили имели выдающиеся характеристики. Машины получали медали и титулы в соревнованиях, где решающее значение имела мощность и скорость. Вот только в ресурсе и надежности постоянно был вопрос. Но и эти вопросы потихоньку решались. Следует отметить, что к 1990-му году роторные машины имели только шильдик «Мазда». Остальные производители отказались от производства этого типа двигателей и только с завистью и опаской наблюдали со стороны успехи Мазды. Побаиваясь потерять титулы во всех видах автоспорта, мировая промышленность заговорила о том, чтобы ограничить участие роторного двигателя в соревнованиях на законодательном уровне.

Mazda 787BБолее 10 лет роторные Мазды принимали участие в этих престижных соревнованиях, улучшая свои результаты. В гонке 1990 года два прототипа сошли с дистанции из-за перегрева двигателя, а третий занял только 20-е место. Но было очевидно преимущество роторного мотора над поршневыми современниками. Спорткомитет заговорил о запрете роторного двигателя, но менеджеры Мазда «выбили» отсрочку на год, оставив последний шанс своему спортивному подразделению на гонках в 1991 году.

На карту было поставлено все. Спортивное подразделение Мазда работало в поте лица. Прототип 787B (2612 см куб., 700 л. с., 607 Нм, 377 км/ч) вобрал в себя самые последние наработки по двигателю Ванкеля. Автомобили были выполнены с разными конструктивными доработками, чтобы повысить шансы на победу. И это принесло результат! Мазда победила!

Было три машины и три «тройки» экипажей:
машина под стартовым номером 56 (Пьера Дьюдона, Такаси Йорино, Юдзиро Терада)
номер 55 (Фольмер Вейдлер, Джонни Херберт, Бертран Гашо)
номер 18 (Маурицио Сандро Сала, Стефан Йоханссен, Дэйв Кеннеди)

Стартовали автомобили с не очень выгодных позиций (19-я, 23-я и 30-я). Ближе к ночи Мазда с номером 55 подобралась вплотную к команде Мерседес (одним из пилотов там был Шумахер). Но Мерседесы уступили дорогу из-за механических проблем. И вот на 22-м часу гонки вперед вышел болид Mazda 787B с Гербертом за рулем. Он даже отказался покидать кокпит в положенный для смены час, чтобы удерживать темп. Он пришел первым, проехав 362 круга (4932,2 км).

Чемпионы команды MazdaНельзя назвать победу в таких сложнейших гонках «простой». Команда работала «на износ». Инженеры не спали по нескольку дней, опытное производство делало все в максимально сжатые сроки. Пилоты вели борьбу на грани собственных возможностей. Последний (третий) пилот вел машину к победе, пропустив несколько остановок для ТО. Именно он пересек финишную линию и был сразу госпитализирован с диагнозом «обезвоживание» и «переутомление». Поэтому на пьедестале стояли только два пилота (что и видно на всех победных фотографиях).

На следующий год FIA запретила использовать роторные двигатели в гонках спортпрототипов. Так что победа 787В в 1991 году стала еще и единственной в истории Ле Мана победой роторного автомобиля.

Мазда RX-8

Mazda RX-8 предсерийнаяНадо признать, что в идеальном понимании спортивного авто, RX-7 последнего поколения с 280-сильным турбированным «ванкелем» так и будет образцом. Двигатель же RX-8, как и сама машина - это компромисс между активным спортом и реальной жизнью. А в реальной жизни нужен был массовый, экологичный, красивый, удобный и полезный в обычной жизни автомобиль. В связи с этим инженерам Мазда пришлось снизить мощность и детурбировать мотор, а кузову придать более гражданский вид, наделив его 4-мя полноценными местами. В результате комплекса работ к 2000 году появился прототип. Его сильно изменили и пустили в серию только в 2002 году.

Конструкторы построили автомобиль вокруг нового роторного агрегата В 13В-REW (Renesis - возрождение). Он стал приемлемо экономичным и потреблял меньше масла, а, главное, соответствовал требованиям экологичности Евро-4, что открывало для него широкий рынок сбыта. Этот силовой агрегат завоевал звание «Двигатель 2003 года».

RX8 вмещает 4 пассажировХарактеристики двигателя, его габариты и вес давали конструкторам небывалые возможности.
И они этим воспользовались на 100%, создав очень необычный и качественный шедевр автомобилестроения.
Это яркое спортивное купе с агрессивным характером, способное полноценно разместить четверых пассажиров. Осталось немало места и для багажа – целых 290 литров.
Снаружи же RX-8 не производит впечатления заурядного транспортного средства.
Это заднеприводное купе с агрессивным спортивным дизайном.
Его подчеркивают широкие передние крылья, развитый воздухозабор и общие боковые линии.


Модель RX8Вся ходовая часть была сделана с нуля для получения абсолютной управляемости и приемлемого уровня комфорта. Развесовка 50/50 и четкое рулевое управление дарят водителю полный и предсказуемый контроль над авто. Колёсная база Mazda RX-8 довольно длинная – 2700 мм, что делает ее очень устойчивой на больших скоростях. Спереди независимая двойная подвеска рычажного типа, а сзади – многозвенная система, которая позволила удерживать в контакте с дорогой задние колеса в любом режиме эксплуатации. А задний привод подарил автомобилю пропуск в мир автоспорта и драйва. Конструкция кузова способна легко переносить тяжелые нагрузки при активном вождении. Этому способствовала нестандартная компоновка 4-х дверного купе с развитым тоннелем в салоне, которые внутри еще и усилен несущей трансмиссию балкой. При этом автомобиль оснащался как механической так и автоматической трансмиссией. Это машина для любого и на каждый день, но с огромным потенциалом.

интерьер RX-8Внутри автомобиль имеет очень качественную отделку и гармоничный дизайн. Много сделано для того, чтобы ничего не мешало насладиться драйвом в полной мере. Удобный трехспицевый руль, четкий рычаг КПП, подставка под левую ногу, спортивные сиденья с интегрированным подголовником, удобный тахометр и еще много приятных мелочей спортивного характера. Однако, автомобиль не утомит и в длительном путешествии. Все очень удобно, качественная дорогая музыка, есть кондиционер и электропакет.

Mazda RX8 R3 2009 года Необычная компоновка всего автомобиля не вызвала снижения безопасности. В некоторых моментах машина даже прочнее и безопаснее простых дорожных версий. Идеальная управляемость позволяет держать машину под контролем. Этому же способствуют электронные помощники, которые дают слегка «пошалить», но помогут выйти из очень сложной ситуации или предупредят об излишнем лихачестве. Полный набор «подушек» и усиленные ребра кузова, включая боковые силовые элементы в задних дверях спасут от сильных ударов и больших ДТП.

Сегодня уже можно сказать, что все конструктивные решения и работа дизайнеров были не напрасны. Мазда RX-8 уже 10 лет привлекает к себе внимание людей по всему миру.

И стоит только надеяться на то, что это не последний подарок японских инженеров.

Приглашаем обсудить эту статью на клубном форуме >>

You are here:   ГлавнаяВсе о мазде RX-8История моделиИстория модели

© 2012 RX8.by. Все права защищены.

Сайт разработан web.wintecs.by